Что такое образование

Современные тенденции и их отражение в практике образовательных путешествий

Образование – это та тема, о которой рано или поздно задумывается каждый человек, а уж каждый родитель – тем более)) И кажется, что любому из нас интуитивно понятно, что это такое, зачем оно нужно и каким должно быть. Да? Тогда попробуйте ответить быстро и ясно на все эти 3 вопроса. У нас вот который год не получается, при том что мы очень стараемся (и как профессионалы, и как родители). Хотя какие-то мысли и ответы мы, конечно, поднакопили – в том числе в процессе многочисленных диалогов-споров-обсуждений с нашим любимейшим магистром образования Галиной Шавард – чем и попробуем поделиться. Итак.

Много лет подряд под словом «образование» понимался некий комплекс знаний, умений и навыков, а также процесс их получения-формирования. Сейчас чаще говорят об освоении способов мышления и деятельности, о способностях применять накопленное на практике – о т.н. компетенциях как основном результате образования (наверняка вы слышали о компетентностном подходе в образовании, который и у нас в стране теперь стараются всячески продвигать – по крайней мере, на уровне деклараций). Однако если задать себе вопрос, а для чего нужно образование? – становится очевидно, что и то, и другое – лишь средства.

Будучи «птенцами гнезда» Александра Наумовича Тубельского (и созданной им московской «Школы самоопределения»), мы разделяем его понимание образования не как накопления определенной суммы знаний, а как процесса «открытия себя, своего отношения, собственных средств взаимодействия с миром, с другими людьми…». Для нас это прежде всего поиск, причем поиск активный (с «пробованием», «деланием») – то есть, скорее, созидание себя, создание своего образа (в том числе – и через узнавание себя в другом – человеке, пространстве, времени). 

Но поиск себя и своего – это только один полюс. Близка нам и точка зрения В.И.Слободчикова  о том, что «образование – это универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому», выращивание индивидуальности в процессе освоения культуры. 

Образование бывает очень разным: формальным (школьным и университетским),  «полуформальным» (в англоязычной традиции – «non-formal»: кружки, клубы, секции, разные формы самообразования) и неформальным («informal»), когда специальных образовательных задач человек, вроде, и не ставит, но все равно узнает что-то, учится чему-то новому, меняет свои взгляды и изменяется сам – например, как раз  в путешествиях или в процессе общения с интересными людьми. 

Образование сегодня – весьма динамичная  и многослойная сфера. Суждений о том, что и как влияет на его современный облик, задачи и методологию, – море. Мы рискнули выбрать 5 ключевых трендов, которые, как нам кажется, имеют непосредственное отношение к теории и практике образовательных путешествий. 

01

1. Возможности выбора

Формальное образование – индустрия громоздкая и неторопливая, за изменениями экономического ландшафта едва поспевающая. В попытке вписаться в парадигму экономики знаний и эту сферу не так давно стали рассматривать в контексте рыночных отношений, в частности – провозгласив свободу выбора абсолютной ценностью. Это касается, конечно, по большей части тех образовательных возможностей, которые легко монетизируются, но и в рамках школьного образования появилась возможность выбирать.

Многообразие выбора – штука хитрая и неоднозначная. Врач сегодня не настаивает на одной схеме лечения, а предлагает: «Можно выбрать такой вариант, а можно – вот такой. У первого варианта такие-то преимущества и такие-то риски, а у второго – вот такие. Что вы предпочтете?» Так же и в образовании.

Возможностей для конструирования своей траектории становится все больше (даже если кажется, что сегодня у нас в стране маятник качнулся в другую сторону). И выбор все чаще ложится на плечи родителей и самих детей: в какую школу идти, на каких предметах и навыках делать акцент, чем заниматься в свободное время, как распорядиться каникулами (например, куда, зачем и с кем поехать) и т.д.

02

2. Изменчивость и неопределенность 

— У нас, — сказала Алиса, с трудом переводя дух, — когда долго бежишь со всех ног,

непременно попадёшь в другое место.

 — Какая медлительная страна! — вскричала Королева. — Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте.

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

 

Только ленивый не говорит сейчас о том, что школа со всеми ее сухими знаниями и дисциплинарными ограничениями («не бегай на перемене, не разговаривай с соседом, не пользуйся телефоном…») безнадежно устарела и не успевает за разогнавшимся и сжавшимся (во времени и пространстве) миром, где неопределенность –  каждодневная реальность. В ситуации неопределённости и человечество в целом, и образование в частности чувствуют себя не очень устойчиво и комфортно. Правда, есть в этом и свои бонусы, вроде широкого выбора, мобильности и свободы коммуникации. В мире, где все постоянно меняется, а границы все более условны, уже невозможно предсказать и спланировать свою жизнь на пару десятков лет вперед, как это легко делали наши бабушки и дедушки (а у кого-то и родители).

Образование же – среда консервативная, неповоротливая и иерархичная. Но, тем не менее, и она стремительно меняется, размывая границы формального и неформального, статусов и ролей (например, в отношениях учитель-ученик), научных дисциплин, реальных и виртуальных пространств и т.д.

В этом смысле, образовательные путешествия – практика абсолютно современная, скорее даже – вневременная. Во-первых, поскольку принципиально междисциплинарная (история, мировая культура, языки, прикладная  математика, география и так далее). Во-вторых, горизонтальная: и родители, и ребенок находятся в равных позициях «открывателей», исследователей. В-третьих, гибкая и неформальная: направление движения определяет не столько авторитетная фигура (родителя или учителя), сколько – в идеале – интерес каждого, а иногда и просто спонтанное любопытство – «куда глаза глядят».

DSC_1544

3. Индивидуализация vs. Стандартизация 

На данный момент в образовании сосуществует две мощнейшие противоположно направленные тенденции. Одна – движение в сторону индивидуализации образовательных траекторий. Другая, наоборот, –  к унификации и приведению к общему знаменателю (т.е. возвращение к модели «школа-фабрика»). Так что сегодняшний российский контекст вполне отражает этот второй общемировой тренд, хотя зачастую весьма криво и утрированно. Однако, за редким исключением микроскопических и монокультурных Финляндии и Сингапура, на поголовное тестирование и тотальную подотчётность сегодня делает ставку весь мир.

Стремление к индивидуализации очень созвучно философии самостоятельного образовательного путешествия, когда и все содержание образования, и отдельные занятия для ребенка определяются не «пакетными предложениями», а выстраиваются по принципу «cut’n’mix», в результате чего создается персональная образовательная карта, основанная на актуальных потребностях, интересах и способностях, а не на заготовленных шаблонах.

А вот вторая тенденция – серьезный повод задуматься как раз о том, как поддержать индивидуальность ребенка и компенсировать дефициты школы. Например –  создать в путешествия такую образовательную среду, в которой не будет оценок, стресса и рейтингов успешности, зато будет подходящий темп и прочий психологический комфорт, а главное – много вдохновения и увлечения. 

04

4. Виртуализация образовательных сред

Рассуждать о том, как технологии изменят образование,– дико модная тема на всех уровнях от бизнеса до политики, но совсем не такая однозначная.

Один из самых часто упоминаемых аргументов в пользу значимости цифровых технологий – известный эксперимент «Дыра в стене», в ходе которого в стену дома в отдаленной индийской деревушке вмонтировали компьютер с простейшей программой по обучению молекулярной биологии. Задача состояла в том, чтобы обучить детей в возрасте от 10 до 14 лет, почти не знающих английского, основам этой научной дисциплины без участия учителя и каких-либо специальных мер по мотивации. Только простенькая программка на компьютере и круглосуточный доступ. В результате через 150 дней 34 подростка достигли того же уровня, что и ученики элитных школ Нью-Дели. В это сложно поверить, да и у методики обнаружилось немало изъянов (исследование справедливо получило много критики). Но, тем не менее, проект наглядно показал, как слабо мы, привыкшие к аксиоме необходимости школьной системы обучения, представляем, что будет, если ее вдруг убрать из уравнения. Есть гипотеза, что при совмещении детей и технологий открываются новые механизмы мотивации и паттерны взаимодействия в детских группах. Похожие аргументы используют и авторы все более популярных сегодня MOOC (massiveopenonlinecourses – открытых онлайн курсов, вроде Coursera).

О том, действительно ли технологии принципиально меняют характер образования, ведутся споры. С одной стороны, открытый доступ к информации (совсем не то же самое, что к знаниям!), скорость коммуникации и технологичность подачи делают образовательный процесс более разнообразным и интерактивным. Но вот парадокс: для того, что бы происходило «переваривание», присвоение или создание нового знания в перенасыщенной информационной среде, от ребенка все равно необходимо ровно столько же усилий (а от родителей или учителей – координации и поддержки), сколько и при самом примитивном занятии без планшета и возможности погуглить.

В контексте же путешествия этот тренд открывает море возможностей для детей и родителей: интерактивные карты, городские приложения (типа тех, что позволяют смотреть рейтинги мест и оставлять отзывы), возможность рисовать маршруты, считать километры пути и бюджет, делиться фотографиями и видео и т.д.

Однако все это лишь инструменты, а не содержание. Да и без человеческого фактора познавательная мотивация быстро умирает. Именно поэтому бизнес-модель онлайн-курсов сейчас повсеместно дополняется живыми занятиями и встречами. (И, кстати, в эксперименте про компьютер в деревне взрослые-таки подключились, но необычным образом: местную жительницу, ничего не смыслящую в молекулярной биологии, попросили стоять за спинами детей и подбадривать их. Это получило название «эффекта бабушки» (thegrannyfactor) – когда детям постоянно говорят: «Здорово! молодцы! а что еще вы можете мне показать?» Любопытно, что именно это вмешательство и вывело детей на высокий средний уровень.) 

05

5. Educationthatinspires  («Образование, которое вдохновляет»)

Здорово путешествовать с ребенком, которому все на свете интересно. Обидно только, что не все дети такие, особенно когда они превращаются в подростков. Порой интерес, конечно, возникает и сам по себе, но это скорее удача, чем правило, поэтому очень важно замечать, что рождает мотивацию и порыв вдохновения именно у вашего ребенка, то есть где загораются глаза и возникают вопросы.

В современных образовательных практиках множество методов и приемов для создания мотивации к образованию, самые очевидные здесь – геймификация и то, что называют «edutainment». Первое – это все, что связано с игровыми технологиями он- и офф-лайн (скажем, квест по городу или музею), а второе – перекрёсток образования (education) и развлечения (entertainment) – например, научно-популярные фильмы, разовые лекции и мастер-классы (типа Печи-Кучи или ScienceSlam). Подобные события часто имеют в своей основе т.н. WOW-эффект – особую подачу информации, когда ребенок (то есть «клиент» в лексике маркетинга, откуда термин и взят) уходит от вас с настроением «ВАУ!». На этих двух принципах строится большинство новых музеев, особенно естественно-научных (возьмем, к примеру, «Экспериментариум» или новый Политех).

06

Трудно сказать, какая именно тенденция является ключевой – ведь это сильно зависит от контекста и угла зрения. В школьном образовании сейчас острее всего стоят вопросы индивидуализации/стандартизации. В университетской среде, пожалуй, все больше заметна виртуализация. А вот возможность выбора (т.е. «сборки» своего образования «по кусочкам», вплоть до смен(ы) профессии или возобновления образования на любом жизненном этапе и т.п.) кажется важным направлением в дальнейшем развитии образования. Может быть, «edutainment» и не самое подходящее слово, но если смотреть чуть глубже, на идее образования, которое вдохновляет, увлекает и пробуждает воображение и исследовательскую активность, а не убивает их, основываются многие современные взгляды на дальнейшее развитие образования, в частности, целый ряд высказываний Кена Робинсона – популярного критика школьной системы. И именно для этого «живого» и увлекающего образования, поддерживающего природную любознательность и присущее нам стремление к развитию, путешествия оказываются одной из самых насыщенных и благоприятных сред.

07

Добавить комментарий