Как отправиться в образовательное путешествие с детьми – краткий курс

sonia_v_venecii

1. Начните относиться к путешествию как к образовательной практике

– а не просто как к отдыху, смене обстановки и вида деятельности или даже источнику новых впечатлений – ведь главное – не впечатления сами по себе, а то, как они изменят ваше видение окружающего мира и самого себя;

подумайте о том, чего ждете от этого путешествия для себя и для детей: ответов на какие вопросы, решения каких задач, расширения каких представлений и возможностей, но постарайтесь остаться открытыми и гибкими даже в области целевых ориентиров, поскольку часто главные образовательные результаты – как раз незапланированные…      

matenadaran

2. Готовьтесь к поездке вместе!

  • если ваш ребенок уже достаточно большой – придумывайте будущее путешествие вместе; если же решения о маршруте и содержании поездки вы  пока принимаете сами, заранее сообщите ребенку (даже малышу!), куда, когда и зачем вы планируете ехать – это позволит ему настроиться на поездку, мысленно к ней подготовиться;
  • подумайте, в чем может заключаться участие ребенка в подготовке к путешествию, и инициируйте это; полистайте вместе атлас с картами или альбом с художественными репродукциями, посмотрите тематически близкий фильм или даже мультфильм, выберите подходящую книжку;
  • порасспрашивайте детей об их ожиданиях, связанных с предстоящей поездкой; попробуйте «нащупать» и сформулировать некие «вызовы» — вопросы, на которые можно будет искать ответы в путешествии, желания, которые есть шанс осуществить, новые возможности, которые хочется попробовать и т.п. 

firenze

3. Не забывайте о балансе интересов!

- старайтесь учитывать возможности и потребности каждого участника путешествия – начиная от выбора маршрута и сроков поездки в целом и заканчивая выстраиванием плана каждого дня. Ищите компромиссы: сейчас мы идем вот в этот музей, потому что он интересен старшему, зато сразу после него мы гуляем в соседнем парке, кормим птиц и лазаем где только можно вмести с малышом. И кстати, родители – тоже люди и имеют право на свои интересы, обсуждайте их с детьми и договаривайтесь!

nesebr01

4. Заботьтесь о ритме!

Вдох-выдох – так устроен наш обмен со средой. Тот же принцип лучше всего положить в основу выстраивания ритма путешествия (он же, кстати, помогает дозировать нагрузки и впечатления, о чем легко забыть в жажде «объять необъятное»)). Это и чередование активных и расслабленных дней, и смена видов деятельности в течение дня. После «вдоха» новых впечатлений (прогулки по городу, посещения картинной галереи, даже просмотра фильма) обязательно нужен «выдох» (подробнее о нем – следующий совет) 

paris_opera

5. Помогайте ребенку «переваривать» впечатления

- и непосредственно «в процессе», и в конце каждого насыщенного дня, и по завершении поездки. Хорошо бы учиться «фильтровать» или расчленять новое, «упаковывать» и  фиксировать самыми разными способами: фотографировать, зарисовывать, записывать – особенно возникающие вопросы, придумывать свои собственные «узелки на память». И обязательно делиться первыми впечатлениями, прежде всего эмоциональными – ощущениями, переживаниями, ассоциациями. Для конца дня можно придумать целые ритуалы, которые способны стать семейными традициями: описать по очереди уходящий день (или какой-то его эпизод, место, событие) несколькими словами определенной части речи (существительными или наречиями, например) или вместе придумывать названия к сделанным за день кадрам, перекачивая их из фотоаппарата в ноутбук. После поездки вариантов масса: альбом путешествия или авторский путеводитель, видеофильм, коллаж, тематические презентации для школы (например, по договоренности с учителем географии или истории) – вплоть до персональной или семейной выставки (с собственным стилем оформления, подписями и пр.).

(подробнее от «обработке» впечатлений вот здесь) 

piza

6. Возьмите с собой самое необходимое:

  • продумайте, откуда вы будете получать информацию – это могут быть, например, ссылки на заранее отобранные источники (путеводители, справочники, блоги и т.п.);
  • всегда хорошо иметь под рукой карты и атласы, причем для путешествий с детьми предпочтительнее бумажные, а не только электронные;
  • то, с помощью чего ваши дети и вы сами будете фиксировать новые впечатления (фотоаппарат/видеокамера, блокнот-дневник, альбом для рисунков и карандаши, мелки, краски..).
  • очень важно заранее продумать и договориться, кто и какой техникой планирует пользоваться (мы в этот раз с удивлением обнаружили, что старшей дочери-таки действительно нужен – почти в ежедневном режиме – свой ноутбук в поездке..);
  • и, конечно, позаботьтесь об удобной экипировке и снаряжении – чтобы вам не страшны были любая погода и самые разные перемещения и приключения))

nesebr02

Добавить комментарий