Как помочь детям подготовиться к путешествию
и почему это важно делать

Начнем со второго вопроса – зачем готовить ребенка. Дети, конечно, любят сюрпризы – но далеко не любые, не все и не всегда)) Везти с собой ребенка, как багаж, можно, но довольно опасно: на то, к чему он окажется совсем не готов, подросток запросто может отреагировать сильным сопротивлением, а малыш еще и физическим недомоганием. Даже если у вас очень покладистый сын (или дочь), при отсутствии  подготовки велик риск, что поездка превратится в восприятии ребенка в череду стремительно сменяющих друг друга образов, от чего он больше устанет, чем впечатлится или развлечется. А уж если мы хотим, чтобы путешествие смогло стать образовательным событием для ребенка, готовиться к нему обязательно нужно. Речь не идет о каких-то специальных штудиях (впрочем, быть может, иногда дело дойдет и до них) – скорее, о предварительном настрое, о предвкушении, о сфокусированных ожиданиях. Или – хотя бы – о минимальной внутренней готовности.

DSC_8344

Поэтому – несколько наших (неоднократно опробованных)) соображений о том, как это можно делать:

а. Очень важно заранее сообщить ребенку (даже малышу), куда, когда и зачем мы едем, как долго планируем быть в путешествии и т.п. Чем больше информации и определенности – тем меньше тревоги. Наша старшая дочь, кстати, уже довольно осознанно обходится с ситуациями неопределенности: сообщает, когда неясного для нее слишком много и просит нас максимально подробно рассказать обо всем том, что уже известно на данный момент)). Когда говорить о поездке – напрямую зависит от возраста: чем меньше ребенок – тем короче временная дистанция.

Со своей 2-хлетней дочерью мы начинаем такие разговоры всего за 2-3 дня до отъезда – только если она раньше не видит явных сборов и подготовки, в таком случае лучше сразу же прокомментировать происходящее, чтобы не заставлять детку недоумевать и тревожиться. Со старшей – делимся идеями и планами по ходу их возникновения, в большинстве случаев уже включая ее в их обсуждение и фокусировку (но – опять же – внимательно следим, нет ли перебора, справляется ли она – или нужно пока ее поберечь и сообщить о новом проекте тогда, когда его границы будут уже хоть сколько-то очерчены).

02

б. Помимо чисто организационной информации можно рассказать ребенку несколько любопытных фактов о местах, которые предстоит посетить. Еще лучше – начать с вопросов самого ребенка или с того, что он уже слышал про эти места. Поговорить о его ожиданиях и поделиться своими, наметить какие-то планы: что можно будет попробовать, чем заняться, где побывать. Очень удобно здесь отталкиваться от актуальных интересов.

Так, наша любительница балетных и оперных постановок, узнав, что мы будем в Вене, сразу же заверещала про Венскую Оперу, а первая поездка в Петербург трехлетней детки целиком вертелась вокруг ожидания первого осеннего бала в детском саду: кареты, платья, бальные залы, паркеты…

Основная цель такого разговора – не столько обеспечить информационный «вброс», сколько создать некий «вызов» или интригу, «подвесить» вопрос, обозначить возможность открытия или приключения.

05

в. После этого пробуем обсудить с ребенком, каким может быть его участие в подготовке путешествия – и организационное (какие вещи собрать, чем запастись и т.п.), и содержательное. Например, не хочет ли он внести свои коррективы в предполагаемый маршрут и обосновать их (естественно, сначала придется и с маршрутом разобраться, и почитать кое-что, и уже побывавших там поискать и расспросить). Это, конечно, высший пилотаж, но если предлагать ребенку такую возможность – рано или поздно он начинает ей пользоваться, проверено))

Безусловно, какие-то идеи все равно подбрасывают взрослые: хорошо бы посмотреть вот этот фильм, прочитать ту или иную книгу, внимательно изучить маршрут по карте.. Можно предложить детям – особенно если вы едете компанией – заранее подготовить  «разогревающий» квест или викторину типа «Что вы знаете о…» или «Что прячется за словами/названиями…» (скажем, по принципу «Ерундопеля» — с забавными вариантами ответов). 

Также вместе имеет смысл собирать и информационные ресурсы, которые могут понадобиться уже в самом путешествии: взять ли с собой словарь или разговорник, какие-то определенные книжки и диски, особенную музыку (подростка, кстати, можно попросить накачать подходящих к месту/теме поездки треков и сделать из них альбом-звуковое сопровождение будущего путешествия).

06

Конечно, важны здесь сами принципы партнерства и сотрудничества с детьми (что для самых маленьких будет выражаться в обстоятельных разговорах и объяснениях и заботе об их интересах) – а средства и способы могут быть самые разные.

А как вы готовитесь к вашим путешествиям?

Один комментарий к “Как помочь детям подготовиться к путешествию
и почему это важно делать

  1. Елена Арбузная

    Действительно, нужно подключать ребенка к составлению культурной программы! Собираемся ехать в Ньиредьхазу (Венгрия), вот и попрошу сына (почти 9 лет) помочь решить, что посмотреть в зоопарке и выписать на листочек) Вот и будет занятие по письму)

Добавить комментарий