Лето – время научиться быть самим собой

Отправляемся в самое длинное в году путешествие

Итак, решено, мы едем – в поход, в экспедицию, в отель на берегу моря. Своей семье или с целой кампанией друзей и знакомых.

Летнее путешествие было целью, радостной перспективой последних, самых нелегких учебных недель. “Еще месяц, еще две недели – и…” Не пассивное ожидание, а усердная подготовка к нему – ради того, чтобы получить максимум удовольствия, впечатлений, опыта. Лето наконец-то наступило, но еще можно успеть.

01

Идея путешествия заставит ребенка внимательно присмотреться к карте, пристально разглядеть крошечную точку, линию. Эти закорючки скоро превратятся в неведомые страны, бурные реки и высокие горы. Вчитаться в сухие строки путеводителя, учебника истории, литературы или биологии – представить жизнь, бушующую там, куда вот-вот попадешь и ты, создать для себя чувственный, эмоциональный образ пространства.

Если вы готовы переложить часть ответственности за сборы на ребенка, его надежды и ожидания обретут еще более твердую почву. Обсудили список личного и общественного снаряжения – возникает стихийный обмен опытом по поводу закупки туристического снаряжения наилучшего качества по минимальной цене. Откуда ни возьмись, в знакомом районе обнаруживаются ранее неведомые, но очень заманчивые пространства, где торгуют рюкзаками и карабинами, где собирается серьезный народ, знающий толк в веревках и палатках. У соседей, оказывается, можно одолжить “пенку” (коврик) и кан (котелок).

Поговорили о том, как будет устроена путешественная жизнь. Сын любит футбол? Он берет с собой удобный мяч. Не слишком жесткий, чтобы и мама могла поиграть. Найдется в семье (в кругу друзей) хранитель шахмат, бадминтона, прыгалок, “Монополии”. Любители пения договорятся, кто берет с собой гитару, кто песенники с аккордами; театралы подумают, какие вещи смогут превратиться из предметов первой необходимости в сценические костюмы. Рисовальные принадлежности и книги, конечно, каждый берет для себя.

Хорошо, если заранее будет известно, кто какую книгу возьмет. Тогда можно сложить примерный план чтения, обмена. “Я сначала своего Толкиена прочту, а потом у Маши Шварца возьму”. И мама, которая думает, что будет читать детям по вечерам перед сном, тоже заранее представит себе читательскую палитру и подберет ту книгу, которой не хватает, но которая очень нужна именно в этом путешествии.

02

Предстоящее путешествие заставляет иначе взглянуть на друзей и родственников. Это уже не просто сосед по парте. Это человек, который будет с тобой рядом в палатке, в байдарке, в раскопе. С кем ты хочешь быть? Захочет ли кто-то быть с тобой? Чтобы не создавать излишней нервозности, стоит заранее определить состав микрогрупп или команд. Пусть ребята начнут взаимодействовать, приспосабливаться друг к другу еще до возникновения экстремальных ситуаций. Купили билеты – сразу договорились, кто с кем в купе едет. Кто с кем живет в палатке, работает в бригаде, плывет в байдарке.

Конечно, поначалу состав микрогрупп в путешествии большой компанией определяет взрослый – слишком многое необходимо учесть: соединить друзей, но при этом развести по разным углам тех, кто потенциально взрывоопасен. Бригады должны быть примерно равны по силе, иначе не получится справедливо распределить работу. Жильцы палаток подбираются и по нраву, и по массе – теснота провоцирует скандалы. В купе рядом с туалетом стоит положить самых спокойных, а тех, кому не спится, поместить поближе к себе – иначе ночью не заснет весь вагон.

Однако чем старше участники похода, тем больше им хочется самим выбирать соседей и напарников. Если нет уверенности, что решение ребят устроит взрослых, придется найти компромисс. Например, каждый напишет три имени – тех, с кем больше всего хочется оказаться рядом. И три имени – самых нежелательных партнеров. Обработав результаты опроса, получим список каждой группы. Или все делятся на пары и распределяемся по бригадам сразу по двое. Таким образом, есть гарантия, что хотя бы один надежный друг окажется рядом.

Каждый участник похода окажется звеном сложной паутины отношений. Товарищи по купе – одни, по палатке – другие, а в бригаде и вовсе третьи. Это создает особую атмосферу, одновременно более напряженную, но и более доброжелательную, конструктивную. Капризов, пустых обид становится меньше. “Мы теперь одна команда, нам предстоит много времени провести в совместной работе. Лучше не ссориться”.

03

Перед первыми совместными экспедициями нельзя жалеть времени на обсуждение законов и правил жизни. Именно обсуждение, а не ультиматум, выдвинутый родителями.

Чего я жду от других? На что готов сам? Что может обидеть, помешать? Какие у меня права? Обязанности? Эти вопросы необходимо решать сообща. И здесь не существует аксиом, если только речь не идет о безопасности.

Непререкаемых правил сохранения жизни и здоровья не должно быть слишком много. Иначе их соблюдение окажется под угрозой. К тому же всего не предусмотришь. Придется пойти на риск, это неизбежное условие, и положиться на здравый смысл детей, которые ведут себя гораздо более осмотрительно, если чувствуют, что взрослые не следят за ними.

Конечно, запрет на купание без присутствия взрослых не обсуждается. Но если взрослые разрешают купаться жарким летом раз в день по 5 минут, правило не работает. Купание украдкой, потихоньку, “в неположенном месте”… Знакомые истории и по-настоящему опасные. Если ребята знают, что в любую свободную минутку найдется взрослый, который не прочь сходить с ними на речку или к морю, поплескаться вволю и даже устроить заплыв на дальность для самых водостойких; если можно договориться о ночных купаниях или предрассветных, нет смысла рисковать доверием и добрыми отношениями.

Дети не должны уходить с территории отеля, лагеря, стоянки без разрешения. Это тоже не обсуждается. Зато известно, что есть заманчивые места (магазин, рынок, кафе), куда можно в свободное время пойти самим (лучше не в одиночку, а вдвоем, втроем), предупредив взрослых и определив срок возвращения. Конечно, маршрут сначала проходится вместе с кем-то из родителей, а потом нужно только ответственно относиться к договоренностям. Обещал прийти через час – вернись лучше через 59 минут, чем через 61. Или сразу договорись о полутора часах.

04

Правила не зависят от поведения ребенка, настроения взрослых. Это не награда за послушание и прилежание, а нормальное право свободного человека. Только что-то экстремальное способно изменить существующее положение. Например, кашель помешает пойти купаться. Понятно и необидно. Постоянные опоздания могут вынудить ограничить свободу передвижения ребенка. Впрочем, возможно, он просто не чувствует времени. Это важное умение – его полезно вырабатывать. Для начала попросите ребенка взять с собой часы. Или пойти в компании с кем-то более ответственным. Запрет на самостоятельные отлучки – крайняя мера.

Остальные правила жизни обсуждаются вместе с ребятами и до начала похода, и в процессе, если возникает необходимость.

Есть внешние условия, с которыми приходится считаться. К примеру, завтракаем в столовой в 9.00. Устраивать подъем в восемь? Как договоримся. Система может быть гибкой. Если есть любители утренних пробежек и купаний, они решат, кто берет будильник, кто кого будит, не тревожа остальных. Есть те, кто способен вскочить за пять минут до завтрака и успеть вовремя сесть за стол. Когда чистить зубы – дело личное. Кто-то попросит разбудить его за полчаса. Никаких криков “Рота подъем!”, но в столовую все приходят без опозданий. Бывают группы, где общий подъем существует и превращается в веселый ритуал: дежурные изощряются из последних сил, чтобы как можно более необычным способом вытащить народ из постели.

С отбоем тоже не все однозначно. На маршрут надо выйти в 8 утра, чтобы не идти по самой жаре. Значит, встать в 7. Еще надо лагерь свернуть. Значит, лечь в 11? Или в 12? Или установить время тишины, чтобы желающие могли спокойно заснуть, а самые неугомонные – тихонько пообщаться, почитать, побродить неподалеку?

07

Младшие подростки, как правило, быстрее устают, но возбуждение мешает им уснуть. Традиция вечернего чтения (или пения) выручает в таких случаях. Темно, тихо, папа читает что-то захватывающее, но не бурное, голос чуть монотонный, убаюкивающий. Не страшно, если половина заснула на первой странице. Днем дочитают, услышат пересказ. Последний неспящий, дослушав до самого последнего слова, гордо отмечает свою исключительность. Он один не спит в этом сонном царстве. Он мыслит, существует и как бы отвечает за сонных друзей. Можно встать и немного поговорить с папой, шепотом обсудить прочитанное, вместе посмотреть на звезды, поговорить о прожитом дне, о планах на завтра. Это и не казарменный отбой, но и не безумная ночь с воплями и беготней.

Старшие подростки лучше умеют управлять собой. Они уже знают свои возможности: во сколько надо лечь, чтобы утром быть дееспособным. Они действительно умеют тихо разговаривать, не тревожа соседей, не то что малыши, у которых шепот постоянно переходит в залпы смеха и визг.

Лето – время побыть самим собой. Да, вместе с друзьями, уступая, приспосабливаясь, в чем-то смиряясь, но позволяя себе жить отдельно, повиноваться своим желаниям, особенностям души и тела. И любые договоренности, правила, оберегающие эту отдельность, независимость, нужно поддерживать, особенно взрослым. Честно говоря, нам легче и спокойнее, когда они все вместе и строем.

Летняя вольница ограничена добровольно взятыми на себя обязательствами: на раскопках надо копать, в походе – грести, идти, в экспедиции – записывать, слушать, смотреть. Надо готовить еду, ходить на рынок… Ребенок знает, на что идет, он готов к этой нагрузке. Без нее отдых превращается в суетливое убийство времени, заполнение его хоть чем-нибудь, чтобы не умереть от скуки. Расслабление приятно после напряжения.

05

Радость новых впечатлений, опыта дается с трудом. Зато импровизированный спектакль, разыгранный после работы, стихийно возникшая игра в ассоциации на привале отпечатываются в памяти гораздо сильнее, чем бесконечная цепь развлекательных мероприятий. Свобода быть собой ограничивается присутствием других людей. Трудно не орать от счастья, но если уже ночь и рядом спят друзья, приходится сдерживаться.

Правила взаимных самоограничений обсуждаются особенно тщательно.

“Не играй, когда с тобой не играют”. Это результат долгой дискуссии с переходом на личности о случайных драках, кражах, порче личного имущества, возникающих, когда одному пришла охота пошутить, повеселиться, а сосед настроен иначе. Он не хочет отбирать или искать свой собственный фотоаппарат, не хочет мериться силой. Шутник не унимается. Обида, ссора, драка. Теперь достаточно сказать: “Я не играю”.

“Ешь сколько хочешь, но не делай запасов”. Делить все поровну на всех нетрудно, но как-то казенно. И по большому счету несправедливо. У всех разный аппетит, разные вкусы. Еда на столе. Бери сколько надо, но так, чтобы всем хватило. Остались конфеты – ешь, но не набивай карманы, чтобы потом, когда конфеты кончатся, жевать их под завистливые взгляды менее запасливых граждан. Правило небесспорное. Наверняка другие группы придут к другим законам. Лишь бы сумели договориться.

08

Брать ли с собой игральные карты? Опять бывает по-разному. Бесконечные отупляющие “дурак” или “пьяница” отнимают кучу времени, от них трудно оторваться, они как-то снижают настрой. Иногда можно жестко запретить. Как личный каприз. У меня такие требования. Вы едете со мной.

Иногда очевидно, что запрет приведет только ко лжи. Тогда не стоит упорствовать. Лучше легальная игра, ограниченная какими-то нормами, чем подпольные баталии по ночам или в ущерб работе.

К тому же знаменитая “Мафия”, объединяющая на целые вечера и малышей, и старших, менее популярный Блеф-клуб нуждаются именно в картах. Запустите желательный игровой процесс – и прелесть “дурака” померкнет.

Тех, кто постарше, можно учить играть в преферанс, если сами умеете. Не менее интеллектуальное занятие, чем шахматы. И выглядит солидно, круто.

Замечательно, если группа будет разновозрастной. Старшеклассники – объект восхищения и подражания для малышей. Близкий, достижимый идеал ума, силы. “Всего-то на четыре года старше”.

Малыши – вечный заряд энтузиазма, смеха, свежих идей. Они исполнители мелких поручений, для подростков – первый опыт родительской опеки, передачи накопленных знаний, последний шанс вернуться в детство, наиграться в салочки, прятки, футбол без правил.

06

Взрослые в группе: родители, мужья-жены, друзья-соседи. Уровень отношений: “Давай я сделаю”, “Тебе помочь?”. Уровень разговора у вечернего костра. Малыши бегают рядом, вроде играми заняты, но между делом прислушиваются, выхватывают отдельные слова. Кто-то на несколько минут присаживается, остается, думает о чем-то, пытается свое слово вставить. Оказывается, вот о чем разговаривают взрослые на свободе: не про отметки, не про щи и не про деньги. О жизни, дружбе, опасности и мужестве. О книгах, спектаклях, о дальних странствиях. Оказывается, они не такие уж нудные.

Взрослые смотрят на своих выросших детей. Оказывается, вертихвостка-дочь – всеобщая любимица, жизнерадостная, справедливая, самостоятельная. А юный вундеркинд, владеющий двумя иностранными языками, не может договориться с ровесниками, не слышит, не принимает чужого мнения.

Разновозрастная группа позволяет сделать программу более разнообразной. Можно и трудный маршрут запланировать, есть кому груз нести, малышам помогать, а совсем слабеньких отправить по легкой дороге. Найдутся сопровождающие. Можно посетить побольше музеев, умных экскурсий. Взрослые слушают с интересом, глядишь, и малыши втягиваются. А кому совсем неохота – кто-то из старших с удовольствием сыграет с «отказниками» в футбол вместо посещения картинной галереи.

Летнее путешествие – самое длинное в году. Самое богатое на открытия, неожиданности. Самое свободное, счастливое.

Вот оно и начинается. Доброго пути!

09

Добавить комментарий