Музей Анны Франк в Амстердаме, Нидерланды

Этим постом мы открываем новую рубрику – «Путешествие по музеям мира». В путешествиях ведь принято ходить в музеи, с детьми – особенно. Впрочем, и в своем родном городе тоже: полезно, культурно, развивает. Но чем дети старше, тем труднее родителям уговорить их на подобное путешествие. Взгляд посетителей равнодушно скользит по многочисленным витринам, голос экскурсовода пролетает над головой. Чудесный мир, заключенный в музейной коллекции, словно бы отгорожен от ребят стеной.

А ведь бывает по-другому. В тех удивительных музеях, где все устроено в соответствии с теми законами, по которым ребенок естественным образом познает мир.

В таком музее вы, скорее всего, не встретите таблички «Продолжение осмотра», потому что человек сам решает, откуда ему хочется начать, куда завернуть и когда закончить. А экспозиция устроена так, чтобы разным по возрасту, по интересам посетителям (обычным детям, людям – не только высокоинтеллектуальным специалистам) было интересно и удобно.

Чтобы в любой момент и в любой точке они могли войти в пространство культуры и отправиться в увлекательное образовательное путешествие. 

Музей Анны Франк в Амстердаме, Нидерланды 

…Когда вы уже прошли по почти пустому дому, узеньким лесенкам и переходам, словно оглянулись на последние месяцы жизни тринадцатилетней девочки, мечтающей танцевать, гулять, влюбляться, но вынужденной сидеть в полумраке тесного убежища в ожидании гибели… Из-за чего? Молодые ребята – а они в явном большинстве среди посетителей музея – на самом деле не понимают, как такое могло случиться. Фашизм – лишь слово, урок истории. А на улице солнце, цветущие деревья, сегодня, как 70 лет назад. И люди все те же, улыбающиеся или озабоченные… Эта история нас не касается? Или мы следующие – потенциальные узники, военные патрули, вытаскивающие из убежищ тех, кого сегодня объявили врагами?

anna_frank01

Так вот, уже на выходе вы попадаете в довольно просторный зал. По стенам – экраны. На них, нон-стоп, идут небольшие фильмы. 3–4 минуты, не дольше. Некоторые сделаны школьниками, студентами, некоторые профессиональными режиссерами и операторами – по результатам опросов, дискуссий. На волнующие молодежь темы.

Каждый фильм построен примерно по одному и тому же принципу. Сначала коротенькая заставка-напоминание: мы в доме, где однажды случилась трагедия.

Затем в нескольких кадрах – проблемная ситуация из сегодняшней жизни. Например, группа итальянских родителей потребовала, чтобы из классов убрали распятия: школа – светское учреждение. В другом фильме – конфликт молодежной музыкальной группы с администрацией концертного зала. В песнях ребят – неприкрытая неприязнь к гомосексуалистам. Администрация решила, что подобные произведения недопустимы в общественном месте, и запретила концерт.

В ночном клубе полиция провела облаву, стремясь найти нелегальных мигрантов. Арестовали всех темнокожих, у кого не было с собой документов. Кстати, белых, оказавшихся без паспортов, не тронули…

Во второй части каждого фильма сторонники и противники случившегося одинаково страстно и убежденно высказывают свои позиции. Ни одной стороне не дано дополнительного времени. Крупным планом лица – все симпатичные, приветливые, разумные.

Почему в школе надо скрывать религиозные убеждения? Разве это не нарушение законного права на свободу вероисповедания? Но всякий религиозный символ – это отчасти пропаганда. Разве можно день за днем (посещение уроков – мероприятие обязательное) приучать ребенка к христианской или мусульманской символике, нарушая тем самым права родителей, да и самих детей на свободный, никем не навязанный выбор?

Кто смеет запретить музыканту через песню высказывать свои убеждения? Разве это не нарушение свободы слова? Но имеет ли право артист публично настраивать одних молодых людей против других? Разве это не нарушение запрета на пропаганду насилия?

Человека арестовали только потому, что у него не тот цвет кожи! Это же расовая дискриминация! А полиция говорит о том, сколько оружия и наркотиков они изымают у таких вот арестованных. Разве государство не обязано защищать своих граждан?

Финал каждого фильма – самое интересное. Зрителям предлагается проголосовать: чья позиция, с их точки зрения, более справедлива и законна? Нужно ли убрать из класса распятия? Права ли администрация концертного зала? Полиция?

Повсюду в комнате небольшие столбики, на каждом две кнопки: зеленая – да, красная – нет. Почти сразу на экране появляется диаграмма: сегодня зал проголосовал вот в таком процентном соотношении. А следом – новая схема: за все время демонстрации ролика общее мнение выглядит следующим образом.

На несколько секунд экран гаснет. И снова: заставка, сюжет, высказывания оппонентов, результаты голосования. Странным образом оказываешься втянутым в процесс, даже если не собирался поначалу ни во что вникать. Но посмотришь один фильм, всего-то пара минут, другой. И рука уже сама тянется к кнопке.

По привычке наблюдаю за подростками. Некоторые жульничают, нажимают на кнопку несколько раз. Откровенно радуются, если общественное мнение на их стороне. Тревожатся, возмущаются, оставшись в меньшинстве. И вдруг – задумались, удивились. Мы тут так единодушны, но, оказывается, большой мир, тысячи людей за порогом не столь решительно настроены. На общих схемах мнения часто делятся почти поровну. Или побеждает чуждая тебе позиция. То есть право одного упирается в свободу другого. И где единственно верное решение? У каждого свои убедительные аргументы. А ты уже нажал на кнопку, и твой выбор остался в памяти компьютера – в памяти людей.

Может, поэтому хочется голосовать, влиять на общественное мнение. Не только здесь и сейчас, но в перспективе, на будущее.

Сотрудники музея говорят, видеоролики программы «Free2choose» школьные учителя охотно используют на уроках для организации дискуссий (благо, к каждому есть субтитры на всех европейских языках). Впрочем, стихийные споры возникают прямо в музее, у порога дома, откуда мартовским днем увезли в концлагерь девочку-подростка и всю ее семью… А кто-то молча выходит на шумную улицу. Он спорит сам с собой – или уже что-то решил для себя?

Добавить комментарий