Обработка впечатлений

Способы и приемы поддержки ребенка в переживании нового

 Жизнь в путешествии богата впечатлениями – ради этого люди чаще всего и путешествуют. Но как «не отравиться» самому их большим количеством, а главное – не замучить своего ребеночка? Какой объем впечатлений еще приемлемый, а какой уже чрезмерный – как это определить? И вообще – зачем они нужны и что с ними делать?..

Давайте попробуем вместе разобраться. 

DSC_4593

Сразу подчеркнем, что коллекционирование впечатлений для нас вовсе не самоцель (подробнее об этом здесь). К  тому же всегда есть риск, что накопленный «багаж» так и останется «мертвым грузом» — ты таскаешь его с собой (пока не выветрится-забудется), но его будто некуда положить и не к чему приспособить. Привезенные впечатления – пусть даже очень яркие – никак не встраиваются в твою жизнь, ничего не преобразовывают ни в ней, ни в тебе самом. Для детишек подобный риск еще более высок – очень часто они совсем не знают, что делать с непривычным и новым. Как же этого избежать? Как помочь ребенку справиться с потоком нового (которым изобилует путешествие) – и не просто справиться, а извлечь из него полезное, не растеряв при этом приятного?

Универсального рецепта здесь, наверное, нет. Очень многое зависит от возраста ребенка, от его темперамента / типа нервной системы / степени чувствительности-восприимчивости к внешним раздражителям (про все это в отношении собственных детей мы, вроде бы, знаем, но это какой-то специальный навык – регулярно держать  особенности каждого в голове и учитывать, планируя любую поездку или событие), от предшествующего опыта и т.п. Хотя некоторые общие принципы-правила-способы все-таки можно выделить.

DSC_1648

Итак:

  • Чтобы поездка не превратилась в восприятии детей в череду стремительно сменяющих друг друга образов, обычно мы стараемся помочь им подготовиться к путешествию (как это можно делать – вот здесь). 
  • Чтобы не «перебрать лишнего», иногда можно пробовать специально задавать «систему фильтров» и тем самым дозировать впечатления. Примерами таких фильтров изобилует, скажем, музейная педагогика: например, заранее договариваемся, какие именно залы мы посещаем в музее или картины каких художников (жанров, эпох…) будем искать, зверюшек какого региона мы на сей раз посетим в зоопарке. Но и в открытых пространствах можно поступить похожим образом: заранее наметить маршрут из определенного количества пунктов; условиться, что сегодня мы просто бродим по городу и наблюдаем за уличной жизнью, стараясь разглядеть местные особенности коммуникации и быта, а завтра – обратим более пристальное внимание на архитектуру и т.д. 

05

  • От ошибок планирования все равно никто не застрахован, и у нас они тоже периодически случаются, так что главное – не игнорировать очевидное и заметить, если «перебор» все-таки наступил: ребеночек перестал фокусироваться, начал вовсю дурачиться, не реагируя на обращения к нему, сильно закапризничал – или, наоборот, стал вдруг покорным, но каким-то вялым и осоловелым. Все это – сигналы для нас, что пришло время остановиться – пусть даже «на самом интересном месте». Съесть мороженое и посидеть в тенечке (или – по обстоятельствам – выпить горячего и побыть в тепле). А еще лучше – поваляться где-нибудь: на травке, в песке, в снегу, буквально «вытряхивая» из себя лишнее и наслаждаясь спонтанностью и двигательной активностью подходящего ритма и интенсивности. 

03

  • И, наконец, самое важное: даже если впечатлений получено такое количество, с которым ребенок вполне может справиться, он все равно, как правило, нуждается в том, чтобы ему помогли их «переваривать»: прочувствовать и выразить эмоциональную реакцию, обдумать, различить ясное и неясное, задать вопросы, поделиться удивлением – словом, интегрировать новую информацию с уже имеющимся знанием и опытом. И родители здесь самые подходящие помощники. 

Но что именно, как и когда можно для этого делать?

Мы попробовали вот так обобщить опыт наших собственных проб и «подсмотренное» у других:

  1. Непосредственно «в процессе» получения впечатлений:

- фильтровать/расчленять («сплошным потоком» куда проще «перегрузиться») и упаковывать/фиксировать (особенно – возникающие вопросы!): фотографировать (камера, кстати, сама по себе отличный фильтр, особенно если договориться, что именно ребеночек планирует снимать), зарисовывать, давать какие-то первые пришедшие в голову названия или завязывать любые другие «узелки на память»;

- делиться первыми впечатлениями (прежде всего эмоциями): удивиться, восхититься, ужаснуться – не только внутри себя, но и вслух, можно даже размахивая руками));

- «брать интервью» друг у друга сразу же «с места событий» с помощью видеокамеры или диктофона.

DSC_1920

  1. В конце определенного этапа (тематического блока, события, дня):

- делать записи в «путевой дневник» (о разных формах таких дневничков и способах их ведения мы еще обязательно поговорим отдельно!); ребенок постарше может вести свой собственный блог (наша дочь начинала с постов в папином ЖЖ);

- копируя фотографии из фотоаппарата на компьютер, отбирать наиболее удачные кадры, вспоминать соответствующие эпизоды, задавать и обсуждать возникшие вопросы;

- писать письма (бумажные или электронные) близким или друзьям о последних событиях и впечатлениях, записывать «живые послания» им с помощью видеокамеры или диктофона;

- рисовать, превращая сделанные по ходу наброски в законченные картины

- обсуждать произошедшее за день за ужином или уже в кровати перед сном (с совсем маленьким можно просто проговаривать самому какие-то ключевые эпизоды, с ним связанные).

07

  1. По окончании всего путешествия:

- сделать альбом (опять же – в бумажном или электронном виде) своими руками – с фотографиями, рисунками, коллажами из билетиков, открыток, визиток, фрагментов карт и каких-то других привезенных «артефактов» и подписями-миниатюрами-рассказами;

- подготовить тематическую презентацию для школы (договорившись с соответствующим учителем);

- устроить домашнюю или школьную фотовыставку (с собственным стилем оформления, подписями и пр.);

- если вы ездили компанией – устроить «гусятник», как это делают обычно туристы после похода, встречаясь в городе спустя какое-то время, чтобы посмотреть фотографии и видеозаписи, пообщаться и вспомнить «пережитое»))

08

  1. А еще хорошо бы научиться быть внимательными к отсроченному результату… Но для нас пока, скорее, загадка, можно ли это делать специально – т.е. выработать какие-то маркеры, особые индикаторы. Или только удивляться и радоваться случайным флэшам. Конечно же, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» — но означает ли это, что о долгосрочных итогах можно говорить только метафорами или общими словами?

А что вы про это думаете?

DSC_2088

В одном можно быть уверенными: даже если результат всех ваших усилий будет казаться вам эфемерным и неочевидным, сам процесс взаимодействия в путешествии с ребенком – при таком вашем внимании к его потребностям и происходящему с ним – станет намного успешнее и приятнее.

И поделитесь, пожалуйста, своими способами «обработки впечатлений»!))

Добавить комментарий