Что такое «образовательное путешествие» для нас

01

02

Термин «образовательное путешествие» становится все более употребляемым, встречаясь и в блогах путешественников, и в статьях-руководствах для педагогов и родителей, и даже в предложениях туристических компаний.

За этим словосочетанием пока может скрываться достаточно разное содержание: от учебных экспедиций (экологических, археологических и пр.) до тематических познавательных поездок (скажем, «Итальянское Возрождение») или выездных обучающих программ (например, по изучению иностранного языка). И хотя мы не раз участвовали в подобных «узкопрофильных» или комплексных выездах, наше понимание образовательного путешествия несколько иное.
Сразу подчеркнем, что мы совсем не эксперты. Есть те, кто значительно детальнее готовится к каждой поездке, перерабатывая горы информации и выстраивая красивое и глубокое погружение в определенный пласт культуры. Есть те, у кого намного больше опыта. Но и у нас «в активе» не одна образовательная поездка для школьников и многочисленные часы и километры самостоятельных путешествий (теперь уже – с собственными детьми). А еще, как нам кажется, достаточно осознанное, постепенно выработанное и по-прежнему вдохновляющее нас представление об образовательном путешествии, внутри которого мы живем большую часть своей сегодняшней жизни и которым с радостью делимся.

03

08Образовательное путешествие для нас – это, скорее, способ жить, чем просто перемещение в пространстве с определенными временными рамками. Быть максимально открытыми новому, внимательными, не переставать удивляться – и замечать, как это новое преобразовывает нас и наши взгляды на мир. В этом смысле любое наше путешествие – образовательное, потому что оно добавляет новые элементы и образовывает новые связи между предметами, явлениями и событиями в наших представлениях – т.е. меняет нашу картину мира, а значит – и нас самих.. Мы не стремимся коллекционировать впечатления – ведь можно накапливать культурный багаж – но именно как багаж: ты носишь его с собой, но тебя самого он нисколько не меняет. Для нас же важно ассимилировать и присваивать, интегрировать новое знание с личным опытом, с уже имеющимися представлениями. И это не может не менять нас – т.е. образовывать новых нас, поэтому из каждого путешествия мы возвращаемся чуть-чуть другими. 

09

07

Все это справедливо и для детей. Точнее – для детей даже в большей мере, ведь они только открывают мир и самих себя – вне зависимости от их возраста. Маленький ребенок исследует возможности своего тела и делает первые шаги в социализации. Ребенок постарше пробует свою силу в овладении разными способами познания и строит первые связи между предметами и явлениями окружающего мира – и природного, и культурного. Подросток пользуется любыми подручными средствами для первого складывания своей идентичности. И каждому из них путешествие предоставляет море возможностей для решения своих задач. Главная же задача родителей здесь – поддержать детский интерес и природную любознательность, помочь заметить новое, удержать, освоить и присвоить, «привязав» к уже имеющемуся в опыте. Так что вопрос, «с какого возраста начинать?», для нас не стоит –  скорее, как учесть и совместить возможности и потребности всех участников, чтобы, двигаясь вместе по общему маршруту, каждый сумел совершить свое образовательное путешествие.

06

04

Добавить комментарий