Путешествие как образовательная практика для нас:
как и за счет чего «это работает»

chiang_mai_university

Думаем, для всех очевидно, что у каждого путешествия есть огромный потенциал в узко-образовательном (познавательном) смысле. Любое место может быть изучено комплексно: географически-климатически-природно, культурно-исторически и этнографически, плюс языковая практика и межкультурная коммуникация, плюс прикладная математика – это только то, что лежит на поверхности. Каждый из этих аспектов может становиться ключевым – в зависимости от возраста, актуальных потребностей и интересов участников, а также от вашего маршрута. Главное – найти время для неспешного, обстоятельного контакта ребенка с новым и интересным для него. И не упускать как заранее очевидные возможности ситуации и места, так и случайно обнаруженные. 

Так, историю европейской культуры нагляднее всего можно увидеть в Италии, хотя знакомиться с античностью удобно даже не в Греции, а путешествуя по Малой Азии – вдоль Эгейского побережья нынешней Турции. И сохранилось больше (один Эфес чего стоит  или  Пергам с его Асклепионом и Акрополем, а еще Милет, Дидима и множество других), и финансово вполне доступно. Другой пример – Варшава, позволяющая много говорить о второй мировой войне, так же как краковский Казимеж – об истории еврейского народа (там это «считывается» не менее драматично, чем в Иерусалиме или Тель-Авиве).

akropol

Впрочем, нужно быть готовыми, что в любом месте внимание вашего ребенка или ваш исследовательский интерес могут повернуться в самую неожиданную сторону – и идти вслед за ними кажется нам очень важным.

И вот про это соотношение ожидаемого и неожиданного, запланированного и спонтанного стоит сказать отдельно. Самым впечатляющим и запоминающимся (и одновременно – самым труднодостижимым и едва ли прогнозируемым) для нас в путешествиях становятся моменты, когда в наших руках вдруг оказываются новые, удивительные «ключи» к тому или иному месту или событию. Когда к знакомым нам (по путеводителям, описаниям, нашим ожиданиям…) элементам вдруг добавляется пара только что обретенных прямо здесь и сейчас (увиденное своими глазами, чуточку другой ракурс, удачный попутчик и т.д.) – и картинка складывается, происходит встреча! Это и есть точка баланса подготовленного, заранее намеченного – и случайного, спонтанного, «нечаянного». Это то, про что мы потом еще долго вспоминаем все вместе, приговаривая «Как же нам повезло!». И, с нашей точки зрения, это и есть то, что называется «образовательным событием». 

В  путешествии по Юго-Восточной Азии (Таиланд – Лаос – Малайзия, ноябрь 2013 – апрель 2014) таким событием, например, стало для нас участие в выпускных торжествах Чиангмайского Университета. А нашей старшей дочери удалось провести несколько дней в тайской школе и даже открывать там праздник со сцены.

chiang_mai_university02

Как такое можно заранее запланировать? Никак. Но можно готовиться. Настраиваться. Быть включенными и внимательными. Замечать. Идти за своим интересом и пробовать. Удивляться. Радоваться. И благодарить судьбу и тех, чьими руками она сделала нам тот или иной подарок.

Встречи с людьми – один из самых мощных образовательных ресурсов в путешествии. Да, сегодня благодаря мобильным средствам связи и социальным сетям мир стал тесен в самом буквальном смысле. Но именно непосредственное живое общение с реальными людьми остается важнейшим источником не информации, но представлений о мире. А для детей – особенно. Ибо только такая информация, не абстрактная, становится для них источником знания о другом, о других, и, соответственно, помогает больше понять и про себя, и про мир в целом. Ничто так не способствует развитию толерантности и разрушению предубеждений (а дети в своем стремлении сделать мир понятным так легко впитывают любые стереотипы, витающие в воздухе), как знакомство с людьми другой культуры, веры, национальности. Поэтому такие контакты для нас бесценны.

Мы часто встречаемся с другими путешественниками из разных стран – людьми, близкими по духу, но с другим багажом – культурным, социальным, личным. С ними легко и интересно общаться, обмениваться опытом.

04

Так, в Лаосе нас совершенно поразила швейцарка Анна, с которой мы останавливались в одном гест-хаусе. Очаровательная и очень живая, она уже год путешествует по Азии на машине (!) со своими 3-мя (!!) дочерьми 12-ти, 9-ти и 7-ми лет. Конечно, мы много говорили о том, кто где был, о детях в путешествии и о сложностях и радостях хоумскулинга. А Соня бойко пыталась коммуницировать с франкоговорящими дочерьми Анны и очень воодушевилась тем, что ее английский оказался лучше (заслуга этой поездки, поскольку наш коммуникабельный ребеночек сильно скучал по своим друзьям и рвался общаться везде и со всеми при первой же возможности).   

Но самые наши «любимые» встречи – с местными жителями. Часто – это главное «образование», которое мы привозим из путешествия и потом долго и часто обращаемся к нему с благодарностью и теплом.

Малхаз, таксист-частник из Грузии, в машину к которому мы случайно попали, опоздав на маршрутку из Тбилиси в пещерные храмы Давид Гареджи. Потом еще была поездка по его родной Кахетии, арбузы с лавашом вприкуску, Пиросмани в музее Сигнаги – и бесконечные разговоры – о прошлом и настоящем, о том, как грузины ждут, что русские будут приезжать к ним снова, о наших семьях, о повседневной жизни. И в каком бы контексте ни возникала теперь в наших разговорах грузинская тема, мы неизменно вспоминаем Малхаза.

А осень, проведенная в Крыму, подарила нам Марселя. Мы искали жилье в какой-нибудь горной деревне и оказались у него в гостях, влюбились – в место, в дом, но главное – в него самого – и остались надолго. Крымская природа (рельеф, флора и фауна), истории мест и людей, вкус диких ягод и фруктов, домашних пирогов и вина – пожалуй, так много нам еще никто не дарил… И никуда еще нас не тянуло вернуться так сильно. 

marsel

Очень интересными нередко оказываются и встречи с теми, кто уехал из России надолго или навсегда – экспатами и эмигрантами – и уже успел хоть сколько-то ассимилироваться в новой среде. Такие люди могут оказаться отличными «проводниками» в культуру и историю страны пребывания, «переводчиками» принятых здесь взглядов на мир и обычаев повседневной жизни, поскольку имеют общий с нами социокультурный бэкграунд и одновременно уже сильно погружены в местный контекст. Таких «проводников» мы стараемся искать заранее, но бывают и неожиданные счастливые случаи уже во время поездки.

Случайной встрече с семьей работающего в Чианг Мае астрофизика из Одессы Давида мы обязаны несколькими интереснейшими разговорами о науке и образовании в Таиланде, а еще возможностью показать Соне настоящие телескопы в университетской обсерватории на вершине священной горы Дои Сутеп.

А главным событием нашего когда-то свадебного путешествия по Израилю стал день прогулок по Тель-Авиву в компании Катиной одноклассницы Ани, живущей там уже много лет. Ее голосом тема национальной истории зазвучала для нас невероятно живо и остро, а патриотизм вдруг увиделся не идеологической теорией, а жизненно необходимой практикой.

sonia_i_teleskop

(К слову, сейчас это довольно распространенная туристическая услуга – неформальные экскурсии по местам своей новой жизни, так что если вам не удалось найти кого-то знакомого, можно просто поискать таких людей в Интернете.)

Конечно, никто не отменяет самоценность природных и рукотворных красот, их впечатляющие возможности влиять на развитие наших вкусов, представлений и чувства перспективы, и все-таки получается, что в большинстве случаев именно события и встречи оказываются для нас ключевым образовательным ресурсом путешествий.

07

Добавить комментарий