Тоскана с детьми

toscana01

Тоскана – идеальное место для поездки с детьми.  Здесь каждый, даже самый маленький, член семьи обязательно найдет для себя то, что он увезёт с собой – в чемодане или в сердце. Помимо дух захватывающей красоты, тысячелетней истории, вкуснейшей еды и солнца в Тоскане, как и в Италии вообще, отлично относятся к детям – местные жители сделают ваше путешествие незабываемым для детей!

toscana02

Мы ездили в Тоскану в начале мая, на две недели, с двумя детьми – 2-х и 7-ми лет.  Апрель-май – очень подходящее время для путешествия по Италии: комфортная температура и отсутствие летних толп туристов. К тому же все цветёт: маки, глицинии, акации. Для удобства перемещения мы два раза сменили место проживания (не считая Флоренции), что позволило нам выезжать не дальше 30 км в одну сторону, так что поездка не была утомительной для детей. Конечно, без детей, мы бы могли построить свой маршрут по-другому и увидеть ещё больше (например, мы бы точно больше времени провели в Кьянти, будучи большими поклонниками одноименного вина!), но я утешала себя тем, что больше – не всегда лучше, а по окончании путешествия мы с мужем сошлись во мнении, что оно было вполне гармоничным, хотя и очень насыщенным.

toscana03

Прилетели мы во Флоренцию (точнее, опоздав на стыковочный рейс на Флоренцию, мы прилетели в Пизу, а оттуда авиакомпания Люфтганза бесплатно доставила нас во Флоренцию на такси, но это детали)), и провели там два дня, затем взяли автомобиль напрокат и переместились в Монсуммано Терме, где поселились в бывшем монастыре XIVвека на самой вершине горы. Оттуда мы путешествовали в Пизу, Лукку, Пистойю, Винчи, Виарреджо, Прато, в общем, по окрестностям. Отдельное удовольствие – утром спускаться с горы и вечером, на закате, возвращаться. Дорога идет по лесу, по полям, и за каждым поворотом открываются невероятные виды. Однажды мы даже решили остановиться и просто гулять в лесу и нашли заброшенный кипарисовый сад и жужжащее дерево! На вершине, кстати, рядом с виллой, находится ресторан со звездой Мишлен, который держит тот же колоритный Фурио, хозяин гостиницы. Из его панорамных окон (или их отсутствия в хорошую погоду) открывается вид на пол-Тосканы, а изысканность блюд заслуживает отдельного поста.

toscana05

Если будете там, передавайте Фурио привет и обязательно расспросите, куда он советует поехать и что посмотреть. Нам он порекомендовал посетить термы на открытом воздухе, существующие со времен Римской империи, но не в соседнем городке Монтесуманно Терме, где находится большой курортный комплекс, а прямо в деревушке у подножия холма. Это было незабываемо – естественный горячий бассейн с минеральной водой в окружении холмов и цветущих деревьев! А рядом – бассейн с бьющей из-под земли ледяной водой. Бассейн мелкий, по колено, показан при заболеваниях ног. Детям очень понравилось бегать из одного бассейна в другой!

toscana017

Вторым местом нашего проживания стала тихая деревушка в Кьянти, где мы поселились на вилле XIVвека с собственным садом и потрясающим видом. Каждый номер имеет свой отдельный выход в сад. Хозяйка виллы Алессандра – потомок первых владельцев! Она каждое утро накрывает для гостей завтрак в саду (если хорошая погода) или прямо в комнате, срывая мяту для чая на своей грядке! Из Сан Кашиано удобно путешествовать по Кьянти, а также посетить Сиену, Сан Джиминиано и Вольтерру. И до аэропорта во Флоренции совсем недалеко. В деревне всего 10000 жителей, но есть своя старинная крепость, а также местные очень гордятся тем, что именно здесь живет семья Антинори, одна из богатейших в Италии.

toscana09

Наш план поездки выглядел так:

1-ый день: Прибытие во Флоренцию поздно вечером. Останавливались мы в пансионе Анналена, нам понравилось.

2-ой день: Прогулки по Флоренции (сначала мы забрались наверх, на Площадь Микеланджело, и посмотрели на город с высоты, заодно проложив будущий маршрут)

3-ий день: С утра – посещение Уффици (билеты удобно купить заранее на сайте, на определенное время, тогда ты просто забираешь их в кассе и заходишь в галерею, минуя очереди). После Уффици, пообедав недалеко от Старой Площади, мы отправились гулять в Сады Боболи. После еще немного побродили по городу – самой старой его части. На закате послушали концерт на Золотом Мосту. И, взяв машину напрокат, отправились в Сан Бастиано.

toscana13

4-ый день: Рано утром мы отправились в Пизу. Детям не терпелось увидеть знаменитую башню, которая вблизи оказалась чудом резьбы по камню. Кроме башни на Марсовом поле ещё есть что посмотреть, поверьте! После осмотра башни и прогулок по городу мы отправились в Палеонтологический Музей в старинном аббатстве – CertosadiCalci.  Там рычащие динозавры встречают вас в древнем лесу, есть настоящие скелеты динозавров, аквариум с экзотическими рыбами, и все это в прекраснейшем старинном здании монастыря. Обязательно сходите на экскурсию по аббатству (войти можно только с гидом, проводятся, по-моему, раз в час или в два часа) – даже дети ахали, заходя в залы, такой красоты там интерьеры. Это место отлично подходит для окончания дня с детьми – взрослые наслаждаются старинной росписью стен, а дети играют с динозаврами.

5-ый день. С утра у нас была Лукка – красивейший старинный городок, старую часть которого окружает огромный крепостной вал. Сейчас на этом валу разбит парк. Мы взяли велосипеды напрокат и катались по валу, откуда открывается замечательный вид на крыши и башни города. И, конечно, поднялись на самую высокую башню Лукки (мы делали это в каждом городе). В Лукке на этой башне тоже сад из нескольких деревьев. )) После Лукки мы долго гуляли на закате по нашему холму среди римских развалин.

6-ой день – Посетили Винчи, городок, где родился Леонардо да Винчи, где он крестился и где до сих пор сохранился его родной дом. Помимо дома, в Винчи музей, где можно увидеть все изобретения Леонардо да Винчи, прочитать о них и многие потрогать руками. Говорят, что именно виды Тосканы в окрестностях Винчи и изображал Леонардо на своих полотнах. Мы сравнили – и правда, очень похоже! После музея и осмотра дома Леонардо, мы посетили церковь, где его крестили (купель сохранилась и используется до сих пор!), а затем, накупив свежайшего хлеба, сыра и помидоров, отправились на берег моря – в Виарреджо, где устроили пикник. Хотя в мае купаться еще холодно, дети с удовольствием бегали в волнах и строили замки на песке. Виарреджо отличается от остальных тосканских городов, которые мы посетили. Там совсем другая – приморская – архитектура, широкие улицы, променад с  пальмами и порт с яхтами и рыбаками. И, конечно, отличные песчаные пляжи с видом на всю Тосканскую Ривьеру!

toscana10

7-ой день

В этот день мы решили отдохнуть и развлечься, поэтому направились в деревушку Коллоди на вершине холма, где находится парк Пиноккио, замечательное место для детей. Там же напротив — Вилла Гарцони с террасным парком XVIвека. Дядя Карло Коллоди, автора Пиноккио, работал в этом парке садовником, и будущий писатель часто бывал здесь мальчишкой. В то время его фамилия была Лоренцини. Когда он вырос, то взял себе Коллоди в качестве псевдонима. В Коллоди возможны два варианта: папа с детьми идет в парк Пиноккио и там отлично проводит время, пока мама гуляет по парку Виллы Гарцони. Или первую половину дня посвящаем Пиноккио, а вторую – парку с лебедями и фонтанами, тем более, что в парке есть оранжерея с бабочками со всего мира – некоторые из них ручные! Мы выбрали второй вариант и гуляли все вместе, в промежутке купив вкуснейшее домашнее мороженое, на мой взгляд, там оно одно из лучших! Дети с удовольствием кормили лебедей и плескались в фонтанах. В саму виллу, где, говорят, очень красивые интерьеры, мы не пошли – слишком хорошая была погода, и, опять же, в этот день мы решили только гулять и развлекаться.

8-ой день:

С утра мы погуляли по городу ткачей Прато, где и сейчас производят шерсть в большом количестве. Старый город, окруженный могучими стенами, сохранился практически в нетронутом состоянии. Мальчишки хотели погулять по Замку Императора, построенному ещё в XIIIвеке, этому чуду военной мысли того времени, со сложной системой подземных ходов. Никакой экспозиции там нет, зато со стен крепости открываются чудесные виды на город. После Прато мы посетили Пиенцу, которую очень рекомендовал Фурио. Римский папа Пий II, одна из самых значимых фигур своего времени, решил превратить свой родной город в образцовый. Было это в XVвеке, с тех пор там мало что изменилось. Погуляйте на закате в висячих садах Палаццо Пикколомино на краю крутого обрыва – необыкновенно.

9-ый день.

Поскольку на следующий день нам предстояло переезжать в Сан Кашиано, мы решили ещё немного отдохнуть и набраться сил. Мы заехали в Пистойю, где, осмотрев собор XIIвека, накупили домашних вкусностей на рыночной площади, чтобы отправиться на пикник в зоопарк. Поскольку в Пистойю почти не доезжают туристы, на нас с мужем единогласно этот городок произвел впечатление самого аутентичного города из всех, где мы побывали! Там мы почувствовали себя местными жителями: торговались на рынке, мыли клубнику в фонтанчике на площади, пробовали в лавке местные сыры и даже поучаствовали в демонстрации на центральной площади! А после поехали в зоопарк. Если у вас есть дети, обязательно запланируйте поездку туда, особенно в жаркий день. Зоопарк находится практически в лесу, там тенисто, прохладно, места для пикника находятся рядом со страусами и огромными черепахами, животных можно кормить и гладить. Условия для животных там чудесные, и есть даже пингвины. В общем, мы получили удовольствие. А вечером отправились в термы плавать на открытом воздухе – волшебно.

toscana11

10-ый день. С утра мы заехали в Артимино, типичный этрусский горный городок-крепость, где живет не более 300 человек. Дети видели такое впервые! Сказочное место, с замечательным видом на окрестности, узкими улочками и крошечными домами. Рядом находится Вилла Медичи, которую за причудливую крышу называют виллой сотни дымоходов. Мы посмотрели на неё снаружи, а внутрь не пошли – отправились в сердце Кьянти, Сан Кашиано ин Валь ди Пеза. Расположившись на вилле IlFedino, мы погуляли по городку (с детской площадки открываются такие виды!), поужинали в замечательном ресторане на вилле и подготовились к путешествию по Кьянти.

11-ый день

Мы путешествовали по Кьянтиджане – знаменитой трассе № 222, идущей через все Кьянти. За каждым поворотом – те самые тосканские холмы, долины и виноградники, которые являются визитной карточкой области и которые мы так часто видим на открытках. Хочется не ехать, а идти пешком, дышать и смотреть! Поэтому мы очень часто останавливались гулять! Обедали мы в главном городке области – Греве-ин-Кьянти, на рыночной площади, которую ещё называют площадь Цветов. Со всех балконов, из всех окон домов, окружающих площадь, свешиваются живые цветы, а на площади – цветочный рынок. Незабываемый аромат, буйство красок и оттенков. Оттуда мы поехали в Кастеллину-ин-Кьянти, где прекрасно сохранился старинный замок, давший название городу. Там теперь интереснейший музей Этрусков.  И завершала наш день экскурсия в BadiaaColtibuono – мы выбрали именно эту винодельню в старинном аббатстве, чтобы послушать про вина и подегустировать одни из лучших, — и не промахнулись. Всё: и дорога туда, и само красивейшее здание, и виды вокруг, прекрасный сад, интересная даже для детей экскурсия (в старинных подвалах так холодно!) — было просто здорово. С XIIвека там делают вина по особой технологии, и получается прекрасно! Попасть туда можно только с экскурсией, так как это частная собственность, о времени экскурсий можно узнать на их сайте. Мы были на последней экскурсии, около 6 вечера.

toscana06

12-ый день – гуляли по Сан Джиминьяно с домами-башнями и его окрестностям (обязательный пункт программы! С разных сторон город выглядит по-разному, но всегда фантастически, можно выйти из города в одни ворота, а вернуться через другие, как мы и сделали) Во второй половине дня мы поехали в Вольтерру, где находится один из самых значимых музеев этрусской культуры в Италии. Как раз пошёл дождь, и мы отлично провели время в музее – понравилось всем. Даже двухлетний Тёма с интересом рассматривал этрусских воинов. Не пропустите также этрусские ворота на въезде в старый город.

13-ый день – Сиена. Там самый красивый собор и самое вкусное, на мой взгляд, домашнее мороженое, которое продают на углу площади IlCampo. Муж и дети не могли увести меня от собора, а потом мы с трудом покинули площадь, столько там всего! Но в Сиене еще есть что посмотреть: город расположен на 6 холмах, и с разных смотровых площадок город выглядит по-разному.

14-ый день

В этот день мы улетали, поэтому с утра просто погуляли опять по нашей деревушке, накупили сувениров и вина (поскольку там не было туристов, покупать местные продукты оказалось очень выгодно). А в обед поехали во Флоренцию, в аэропорт (ехать совсем недалеко).

toscana14

Конечно, чтобы успевать так много за день, мы выезжали из отеля не позже 8 – 8.30 утра. Наш малыш днём спал в коляске, а иногда, нагулявшись, ещё и в машине. Дорогу переносил хорошо – не капризничал, а вечером сразу засыпал, только добравшись до постели.

toscana15

Ссылки:

Hotel Annalena — http://www.annalenahotel.com/

Relais Villa San Bastiano, Monsummano Terme — http://www.villasanbastiano.it/

Villa Il Fedino, San Casciano-in-Val-di-Pesa — https://www.booking.com/hotel/it/villa-il-fedino.ru.html — передавайтеотнасприветАлессандре!

BadiaaColtibuono — http://www.badia-a-coltibuono.com/

CertosadiCalci — http://artesalva.isti.cnr.it/en/charterhouse-calci — можно посмотреть здесь, правда, по-английски.

toscana19

4 комментариев к “Тоскана с детьми

1. inspiredbylifestyleТатьяна

Добрый день! Спасибо огромное за такой прекрасный и подробный рассказ о путешествии. Вдохновившись им и поняв, что с детьми тоже можно ездить в отпуск, мы сейчас тоже планируем поездку в Италию с нашей маленькой дочей. В связи с этим у меня к вам вопрос относительно коляски: какой вы пользовались и везде ли в городе можно было с ней проехать? Там ведь вроде бы везде в центре брусчатка. И с какой коляской можно по ней пройти?…