Три дня в Петербурге и окрестностях,

или образовательная поездка в Пушкинский Лицей…

12-13 лет – самый подходящий возраст для знакомства с Царскосельским лицеем. Дело в том, что это возраст самих тогдашних лицеистов, ребятам близка жизнь мальчиков, учившихся в Лицее – хоть нас и разделяет 200 лет, но интересы похожи, характеры тоже, есть чем восхититься и чему поучиться. Так что я предлагаю трёхдневную образовательную поездку в окрестности Санкт-Петербурга именно в это время. Итак, в путь…

Выйдя из утреннего московского поезда и с удовольствием вздохнув питерского воздуха, мы перебираемся в Павловск – здесь мы собираемся базироваться ближайшие двое суток. Без Павловска никак не обойтись – в Павловск лицеисты ходили пешими летними походами, Павловск мы будем сравнивать с Царским Селом в наших вопросах и заданиях.

01

День первый. Павловск.

Перед входом в парк и дворец вручаем ребёнку карту парка и листы с вопросами и заданиями на целый день:

1. Найди уголок парка, где живут Аполлон и его музы. Используя описания муз, глядя на их скульптуры, найди соответствия. Впиши их имена.
2. Какую из муз ты бы хотел(а) видеть своей покровительницей и почему?
3. Найди в парке место, которое хотелось бы запечатлеть в рисунке или сфотографировать. Остановись и сделай это!
4. Если бы ты был(а) хозяином (хозяйкой) парка, какое ещё строение (сооружение) или скульптуру ты бы заказал(а) архитектору или скульптору? Для каких целей они могли быть полезны?
5. Какая из комнат дворца поразила тебя больше всего? Чем именно?
6. Что бы из убранства дворца, если бы у тебя была такая возможность, ты повторил(а) у себя дома?
7. Придумай вопросы для игры «Что? Где? Когда?» по Павловскому парку, дворцу.

Для работы со скульптурной композицией «Аполлон и музы» детям даются дополнительные материалы:

Аполлон – предводитель и покровитель муз. Все музы – дочери Зевса и Мнемосины – богини памяти.

………… — муза истории в древнегреческой мифологии. Получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос). Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков (Клио).

……………….. — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии. Получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове (Талия).

……………….. — муза любовной поэзии. Атрибут — кифара. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве (Эрато).

……………….. («увеселяющая»)— в греческой мифологии муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с авлосом (древнегреческим духовым музыкальным инструментом) или сирингой (род продольной флейты) в руках (Эвтерпа или Евтерпа).

……………….. — в греческой мифологии муза торжественных гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы. Получила имя от создания многими восхвалениями известности тем, чьё имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства. Часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе (Полигимния).

……………….. («красноречивая») в древнегреческой мифологии — муза эпической поэзии, науки и философии. Получила имя от возглашения прекрасного слова. Изображалась с восковыми табличками и стилосом (палочкой для письма) (Каллиопа).

……………….. — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Характерные атрибуты – венок на голове, в одной руке она держит лиру, а в другой – плектр (пластинка, защипывающая струны). Эту музу связывают с Дионисом, поэтому иногда она изображается с плющом (Терпсихора).

……………….. — муза астрономии. Атрибуты — жезл,  небесный глобус и циркуль (Урания).

……………….. — в древнегреческой мифологии муза трагедии. Получила имя от мелодии (мелодиа), радующей слушателей. Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке (или на голове) и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов) (Мельпомена).

Это задание можно выполнять индивидуально либо с кем-то в компании. Важность его –  в умениях читать разные языки культуры (соотносить текст словесный и текст произведения искусства, в данном случае – скульптуры), наблюдать, рассматривать, искать доказательства.

03

Проработав с утра в парке и во дворце Павловска, после обеда можно отправиться к Бастиону императора Павла (БИПу). Хорошо, если ребенок попробует сам, ориентируясь по карте, довести вас до цели вашего путешествия. По дороге вы встретитесь с военными казармами Петровского времени, которые сейчас пустуют (видимо, после пожара до них никак не дошли руки) – для мальчишек и девчонок этого возраста это фантастическое приключение! Они с удовольствием обшарят все залы, если повезёт – найдут пуговицы от мундиров, солдатские сапоги или ещё что-нибудь не менее привлекательное… И тут легко вспоминаются лицеисты, которые тоже любили веселье и шалости, тайны и приключения. И важно испытать всё это именно здесь…

После прогулки по территории БИПа пора возвращаться в гостиницу, где можно обработать набранные за день материалы и впечатления (подробнее о том, как это делать, можно посмотреть вот здесь).

А потом – спать, ведь завтра нас ждет Лицей – место, теоретически всем так или иначе знакомое, но увидеть которое своими глазами – совсем другая история.

02

День второй. Царское Село.

Захватив с собой любимые стихи поэтов пушкинской поры, мы отправляемся в Царское Село. В Екатерининском парке нам понадобится буклет с картой парка и фотографиями достопримечательностей, а также подготовленные нами вопросы и задания:

1. Гуляя по парку, найди места, обозначенные в буклете (не меньше пяти), и отметь их на карте парка.
2. Сфотографируй найденные места целиком или крупно один или несколько фрагментов. Можно сфотографировать себя вместе с ними)))
3. Найди уголки парки, в которых хотелось бы прочитать твои любимые стихи, остановись и сделай это!
4. Если бы ты был хозяином парка, какое ещё строение (сооружение) или скульптуру ты бы заказал архитектору или скульптору? Для каких целей они могли быть полезны?
5. Как ты думаешь, какой уголок парка был любимым у Пушкина, его друзей?
6. Нашел ли ты такой уголок для себя? Опиши его.
7. Придумай вопросы или задания по Екатерининскому парку и Лицею для своих спутников. 

Очень здорово, когда удается почитать (наизусть или по книжке) приготовленные и привезённые с собой из дома стихи – совсем другое ощущение, чем в школьной обстановке.

04

Если ваша поездка выпадает на октябрь (а надо сказать, это лучшее время для Павловска и Царского села), то в Александровском парке потрясающе переживается осень – там никогда не убирается листва, и можно ощутить её прелый запах, пошуршать ногами, покидать охапки – этого, к сожалению, не хватает современным детям большого города… А ещё с мостика на мостик через канал в парке, где гуляли лицеисты, можно «перекидываться» запомнившимся за целый день. Примерно так: «Пушкин любил фехтование! – А Кюхля топился в этом пруду! – А Дельвиг писал стихи и спал под кафедрой! – А Лицей был открыт в 1811 году! – А открыл его Александр I! – В Лицее отсутствовали телесные наказания, и не было духа раболепствия!» И так далее, пока не закончатся аргументы или не охрипнут участники спора.

И вот, наконец, Лицей… Наверняка вы не раз читали и говорили о нём. Но большинство его никогда в жизни не видело. Поэтому интерес, любопытство и долгое ожидание встречи заставляют очень внимательно слушать даже довольно традиционную экскурсию, проникаясь важностью момента.

После посещения Лицея можно предложить ребенку продолжить несколько фраз:

- Оказывается, жизнь в Лицее…
- Оказывается, лицеисты…
- Я думал(а), что …
- А оказалось …
- Меня в Лицее удивило (потрясло, понравилось) …
- Я (не) хотел(а) бы оказаться среди лицеистов пушкинского выпуска, потому что…
- Я хотел(а) бы взять в свою школу из Лицейской жизни, традиций, отношений… 

06

Если вы путешествуете в компании, после ужина можно поиграть в «Что? Где? Когда?», подготовив вопросы друг для друга. А ещё разыграть пару сцен из жизни лицеистов, инсценировав главы из книг о Лицее. Для этого нужно в довольно короткий срок прочитать и выбрать доставшийся по жребию фрагмент, распределить роли, отрепетировать. В этой деятельности ценно развитие умения отбирать тексты, режиссировать, сыграть, найти костюмы, воспринять с уважением чужую работу.

Поскольку третий день мы предлагаем провести уже в Санкт-Петербурге, перед сном хорошо бы обсудить планы и маршруты. Для этого можно ещё до поездки предложить детям выбрать определённое место в Санкт-Петербурге, которое им хотелось бы посетить: они должны знать, как до него добраться, что в нём можно увидеть интересного – т.е. подготовить небольшой анонс или презентацию. Если есть такая возможность, и ваша компания многочисленна, можно попробовать «разойтись по интересам» на следующий день – отличный шанс для каждого почувствовать себя автором своего путешествия.

05

День третий. Питер.

Вернувшись на Московский вокзал и оставив вещи в камере хранения, разбредаемся по городу: к Арсеналу, в музей-квартиру А.С. Пушкина на Мойке и Спас-на-крови, в Кунсткамеру или куда-то ещё. Надо выбрать маршрут, найти, где можно самостоятельно пообедать, рассчитать время до общей встречи. Конечно, можно взять обзорную экскурсию по городу, но тогда не останется ощущения, что ты открыл свой Петербург, что ты чуть-чуть, но можешь ориентироваться в новом пространстве, острого желания вернуться в этот чудесный и неповторимый город!

Надо сказать, что всё это отлично работает на развитие умения ориентироваться по карте, договариваться друг с другом, рассчитывать время, самостоятельно ориентироваться в городском пространстве, заявлять и реализовывать свои собственные интересы, коммуницировать с окружающими людьми. В целом же, такая поездка, вопросы  и задания ориентированы на создание образов эпохи, развитие творческого мышления, умения самостоятельно добывать информацию, выстраивать личностные связи с произведениями искусства, музейными и городскими пространствами.

…После путешествия, наполненного духом Лицея того времени и атмосферой Санкт-Петербурга – культурной столицы России – совсем по-другому читаешь Пушкина и его современников, чувствуешь и переживаешь эпоху XIX века с её «безоглядным весельем, бескорыстным доверьем, вольнодумной глубиной».

07

Добавить комментарий