«Как я провел этим летом»

Превратить летние впечатления в образовательный ресурс
и «запас витаминов на зиму»

Вот и закончилась долгожданная и быстротечная пора летних отпусков и детских каникул. Наступили трудовые и учебные будни. Осенние краски и вкусы сейчас еще ярки и насыщенны, но, увы, холодного и серого с каждым днем будет становиться все больше. А значит, самое время позаботиться о том, как поддерживать энергию и жизненные силы нас и наших детей долгими зимними месяцами. И летние впечатления могут стать здесь отличным подспорьем.

Лето для ребенка всегда путешествие, выход в другое время и другое пространство. Даже если никуда дальше пригородной дачи он не выезжал. Больше того – даже если провел все три месяца в городе (а прогулки по летним паркам? а исследование своего двора и окрестностей?). А уж если удалось выбраться чуть дальше…

Жизнь в путешествии невероятно богата впечатлениями – ради этого люди чаще всего и путешествуют. Но вот зачем вся эта новизна нужна и что с ней делать? И вообще – «что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?..»

осень_витамины01

Сразу оговоримся: едва ли имеет смысл превращать коллекционирование впечатлений в самоцель – ведь всегда есть риск, что накопленный «багаж» так и останется «мертвым грузом» — ты тащишь его с собой (пока не выветрится-забудется), но его будто некуда положить и не к чему приспособить. Привезенные впечатления – пусть даже очень яркие – словно никак не встроятся в твою жизнь, ничего не преобразовывают ни в ней, ни в тебе самом. Для детишек подобный риск еще более высок – очень часто они совсем не знают, что делать с непривычным и едва знакомым. Как же этого избежать? Как помочь ребенку присвоить новое, сберечь накопленное и по возможности извлечь из него полезное, не растеряв при этом приятного? Ведь лето – такой важный источник радостных воспоминаний, живых историй, удивлений, увлечений…

Впечатления только тогда не мертвый груз, а ресурс, когда они определенным образом «упакованы» и «присвоены» — в этом-то и надо ребенку помочь. Конечно, в сентябре говорить о том, как поддерживать ребенка в его встречах с неизведанным непосредственно «в процессе», уже поздно (в скобках лишь наметим общую стратегию: помогать строить связи, интегрировать с предыдущим опытом, опираясь на него – т.е. встраивать в уже имеющуюся картину мира, дополняя или корректируя ее. Только тогда вновь приобретенное сможет стать источником, например, новых интересов или увлечений. Правда, при этом очень важно, чтобы оставались и открытые вопросы.) А вот подумать, что же можно сделать после того, как путешествия и поездки закончились, сейчас самое время.

осень_витамины02

«Рецепт приготовления»

Чтобы летние впечатления (равно как и ягоды-фрукты и другие источники витаминов) можно было хранить и использовать по мере необходимости, они должны быть обработаны тем или иным способом.

Попробуйте вместе с ребенком «отжать» и «упаковать» впечатления в «продукты» («банки с вареньем» или «бутыли с соком»), к которым можно возвращаться и которые в концентрированном виде будут содержать в себе все самое вкусное из вашего лета (альбомы, коллажи, фотографии или картины на стены, фильмы и тому подобное).

осень_витамины03

Вот некоторые «рецепты»:

- сделайте вместе с детьми альбом (в бумажном или электронном виде) своими руками – с фотографиями, рисунками, коллажами из билетиков, открыток, визиток, фрагментов карт и каких-то других привезенных «артефактов» и с подписями к ним; если делали какие-то путевые заметки – можно оформить их в книжку зарисовок-миниатюр-рассказов или использовать как материал для того же альбома путешествия;

- если рисовали что-то во время путешествия – предложите ребенку превратить сделанные по ходу наброски в законченные картины;

- устройте домашнюю или школьную фотовыставку (с продуманной композицией и собственным стилем оформления, названиями фотографий, необходимыми комментариями и пр.);

- очень полезная идея – наделать поздравительных открыток для друзей и близких на целый год вперед – обрабатывая фотографии, пока все это еще свежо и горячо;

- отлично «работают» изготовленные своими руками «эмоциональные якоря» из прошлого и «маячки» на будущее (когда уже есть конкретные планы на следующее лето или даже просто мечты пока): брелок для ключей из набранных у моря ракушек, магнитик с летней фотографией, фенечка с привезенными бусинами – то, что каждый день с тобой, под рукой, буквально – на руке)) – напоминает и поддерживает, вдохновляет и манит..

Конечно, этот список может быть творчески переосмыслен и продолжен.

осень_витамины04

А еще родителям может оказаться полезной вот такая «памятка для самих себя».

Известно, что любой учебный проект эффективнее, если опирается на личный опыт. Поэтому хорошо бы попробовать так каталогизировать события ушедшего лета, чтобы не забыть самим и потом в подходящий момент «подкидывать» детям некоторые воспоминания и идеи в течение всего учебного года. Да, конечно, окружающий мир и наши встречи с ним едва ли делятся на отдельные уроки или учебные предметы, но попытаться отнести их к той или иной области человеческой культуры (пусть условно, с натяжкой – просто как своеобразные «узелки на память») можно. И тогда в свое время – и с вашей помощью – «оживут» особенности субэкваториального климата, прочувствованные буквально «собственной шкурой», геометрические формы и пропорции античных строений, физические формулы расстояний, времен и скоростей… А прекрасный королевский парк из далекой страны вдруг найдет свое отражение в загородной усадьбе, куда класс вашего ребенка отправится на экскурсию.

осень_витамины05

«Инструкция по применению»

«Заготовки на зиму» сделаны – как же еще можно использовать летний опыт, обогащая учебную повседневность его насыщенностью и живостью?

А вот как:

  • планировать досуг (особенно первых «послелетних» месяцев) с опорой на летние впечатления – будь то посещение музеев и выставок близкой тематики или «географии», прогулки по паркам или улицам города с поиском перекликающихся стилистических черт и деталей, выбор книг, фильмов и спектаклей и т.п. (самый большой риск здесь – проявить излишнюю настойчивость, превратив случайное и радостное узнавание в искусственно навязанную «учебную задачу»);
  • помочь ребенку проявить инициативу в школьном пространстве (поддержать его в этом), чтобы он смог предложить тот или иной собственный проект, презентацию, выставку, мастер-класс, просто небольшое выступление на уроке – на основе увиденного-услышанного-попробованного в летнем путешествии – если, конечно, школа (ее устройство, атмосфера, отношения…) такое приветствует или хотя бы позволяет;
  • ждать (скорее даже, «ловить» — т.е. быть внимательным, заметить и поддержать в нужный момент) учебные запросы и задания, выполнять которые можно на материале накопленного летом (касается как школы, так и дополнительного образования: «художки» и «музыкалки», научных кружков и прочих «клубов по интересам»);
  • учитывать новые интересы ребенка при планировании его занятий и отдыха в новом году – выбирая вместе кружки и секции, предлагая поучаствовать в разовых мастер-классах и фестивалях, обсуждая будущие поездки и подготовку к ним;

осень_витамины06

  • привнести в свою обычную жизнь несколько ярких красок и вкусов из летних путешествий: новые блюда, элементы одежды и декора домашнего пространства (цвета, стили, знаковые детали…) – все это поможет актуализировать связанные с ними чувственные впечатления, которые, в свою очередь, принесут с собой большой заряд жизненных сил. (Очень полезно, кстати, пробовать опираться и на полученный летом телесно-двигательный опыт: например, играть в подвижные игры, которые ребенок привез из той или иной поездки, или вспоминать движения и танцы, подсмотренные в чужой культуре. Ведь наше тело тоже имеет свои собственные воспоминания, и многие из накопленных летом для него тоже очень приятны и ресурсны. Когда же наступит уже совсем сильный дефицит тепла и солнца, реабилитационной мерой может стать посещение сауны или аквапарка как «кусочка лета» – лучше в веселой компании.)
  • если опять же совсем «заскучается», а до новых поездок будет еще далеко – можно устроить «гусятник», как это делают обычно туристы после похода, встречаясь в городе спустя какое-то время, чтобы посмотреть фотографии и видеозаписи, пообщаться и вспомнить «пережитое».

осень_витамины07

Хорошо бы также научиться быть внимательными к отсроченному результату – кновым связям между предметами и явлениями, к меняющимся под влиянием новых впечатлений представлениям ребенкаоб окружающем мире и самом себе. Конечно, вопрос довольно спорный, можно ли это делать специально – т.е. выработать какие-то маркеры, особые индикаторы (например, будет ли он использовать накопленное в путешествии как материал для сравнения или аргументации своей позиции, проявится ли что-то в новых вкусах и увлечениях и т.п.). Но точно можно стараться замечать случайные «флэшбэки» – неожиданные и очень эмоциональные реплики ребенка «О! Это же как раз то, о чем мы говорили (что видели, слышали, узнали) там-то и тогда-то!», произнесенные в значительном удалении от упоминаемого места и времени. И использовать их как ориентир. А еще – просто удивляться и радоваться им…

осень_витамины08

В одном можно быть уверенными: даже если результат всех ваших усилий по «консервированию» такой важной, но эфемерной субстанции, как летние впечатления, будет казаться вам незначительным и неочевидным, сам по себе процесс подобного взаимодействия с ребенком – помноженный на ваше внимание к его потребностям и происходящему с ним – уже станет серьезным поддерживающим ресурсом и для него, и для ваших отношений.

осень_витамины08

Один комментарий к “«Как я провел этим летом»

Добавить комментарий